Советы ЛОГОПЕДА
Если ваш малыш молчит.
У вас в семье растет малыш. Он самый лучший, самый любимый. На ваш взгляд он умеет делать все, но есть один маленький нюанс – он все понимает, но не говорит. Вы должны понять, что чем раньше Вы это поймете, чем раньше Вы начнёте заниматься, тем быстрее можно будет справиться с проблемой не говорящего ребенка. Предлагаем Вам несколько полезных советов как эффективно организовать домашние занятия с ребёнком.
Основная трудность родителей – нежелание ребенка заниматься. Не усаживайте малыша за стол! Уютно расположитесь с ним на ковре или на диване. Дети очень любят играть, отправьтесь с ним в путешествие или в гости к сказочному герою. Редкий ребенок будет сидеть на месте, и впитывать знания. Возможно, вам придется ходить с малышом по комнате, показывать ему картинки, в то время как он будет сидеть под столом или качаться на своей любимой лошадке.
С особенными детьми нужно заниматься каждый день.
Не переутомляйте малыша! Не перегружайте его информацией! Длительность занятия без перерыва не должна превышать 15-20 минут. Через 15 минут внимание ребенка рассеется, и он не будет способен воспринимать никакую информацию. Некоторые дети не могут сконцентрироваться на это время. Если вы увидите. Что взгляд вашего ребенка блуждает, что он совершенно не реагирует на вашу речь. Как бы вы не старались и не привлекали все знакомые игровые моменты, значит, занятие необходимо прекратить, или прервать на некоторое время.
Лучшее время для занятий - утром после завтрака или во второй половине дня после сна.
Отложите занятие, если ребенок себя плохо чувствует или болен.
Знакомьте ребенка с литературой! Старайтесь ежедневно прочитать малышу хоть несколько страниц, рассматривая картинки к прочитанному тексту, опишите их, задавая ребенку вопросы по тексту.
Пользуйтесь наглядным материалом! Детям трудно воспринимать слова, оторванные от изображения. Например, при изучении темы « Фрукты», покажите их в натуральном виде или воспользуйтесь картинками и муляжам.
Говорите четко. Повернувшись к ребенку лицом. Пусть он видит движение ваших губ, запоминает их.
Не употребляйте слово «неправильно»! не « сюсюкайтесь»! поддерживайте все начинания малыша, хвалите его даже за незначительные успехи.
Не забывайте поощрять малыша! Угостите его в конце занятия фруктами или конфеткой («Передал мишка или куколка, которые вместе с вами играли на занятии»).
Не используйте при оценивании деятельности ребенка слово «плохо». Пользуйтесь выражениями «не очень внимателен», «не достаточно старался».
Желаем Вам удачи и терпения!
Жизнь в среднем темпе
Если в семье заикающийся ребенок, родителям необходимо соблюдать общие правила:
- Регулярный ночной сон (10-11 часов);
- Организовать дневной отдых (дошкольникам – не менее 3 часов);
- Проводить закаливающие процедуры;
- Создать условия для физических упражнений;
- Полноценно питаться;
- Не фиксировать внимание ребенка на недостатках речи и не обсуждать при нем эту проблему;
- Сблизить заикающегося ребенка с уравновешенным хорошо разговаривающим сверстником;
- Общаться с ребенком спокойно, в среднем темпе;
- Не перегружать малыша речевым материалом (речь о заучивании стихов наизусть больших стихотворений и сказок, произношении трудных слов, непонятных терминов);
- Если ребенок говорит в ускоренном темпе, то следует его останавливать, попросить повторить сказанное в спокойном темпе;
- Если ребенок не может начать фразу, помогите ему произнести её; в случае неудачи не требуйте повторения;
- При помощи логопедической помощи необходимо устранять недостатки звукопроизношения;
- Вырабатывать всем членам семьи единые требования к ребенку: излишне не заласкивать, быть с ним в меру строгим, но справедливым. Не запугивать. Не перегружать эмоциональными впечатлениями. Поддерживать в нем уравновешенное состояние;
- Приучать к спокойным и достаточно длительным по времени видам деятельности (конструирование, рисование, мозаика и т.д.);
- Создать дома спокойную доброжелательную обстановку.
Поём вместе с ребенком.
Как проверить готовность ребенка к школьному обучению.
Вот и вырос, Ваш ребенок из маленького непоседы он превратился в любознательного почемучку. А это говорит о том, что пора ему переходить на новый виток жизни – школьное обучение. И все его теперь станут называть школьником.
Чем отличается положение школьника? Прежде всего, в том. Что главное в его жизни теперь – учеба, деятельность обязательная, общественно значимая. Ребенок должен пойти в школу подготовленным. Это понятие вызывает у родителей не совсем правильное понимание того, что значит «подготовленным».
Готовность ребенка к школе определяется совокупностью его физической, педагогической и психологической подготовки. У ребенка должны быть развиты все процессы: внимание слуховое и зрительное, память, логическое мышление, речь, умение общаться со сверстниками и взрослыми. У ребенка должна быть сформирована мотивация к школьному обучению. Особенное место отводиться речевой готовности ребенка к школьному обучению. К моменту поступления в школу ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков родного языка. Грамотно пользоваться речевыми оборотами. Отвечать распространенными предложениями, уметь общаться в диалоге, уметь задавать вопросы, иметь навык пересказа, навыка звукового анализа и синтеза.
Как можно уточнить уровень готовности ребенка к школьному обучению:
- « Отвечай и не ошибись» - ребенку задают вопросы по ближайшему окружению:
- как имена членов семьи, место работы и домашний адрес.
- времена года, дни недели, части суток.
- название профессий, и других обобщающих понятий.
- «Один – много», « Наоборот», « Большой - маленький»
- « Придумай слово», « Посчитай слоги, звуки в слове»
Поиграйте с ребенком в эти игры, используйте для этого красочные пособия , игрушки, школьные принадлежности. Вся Ваша работа по проверки уровня готовности к школьному обучению должна носить позитивный характер, хвалите его за каждый правильный ответ. И не браните за неверный.
Если у Вас возникнут какие - то сложности, Вы всегда сможете обратиться за квалифицированной помощью специалистов психолога и логопеда нашего центра.
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.
Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»
Венгер Л.А.
Развиваем речь детей с помощью стихов
Уважаемые родители! Задумывались ли вы когда- нибудь, почему одни дети грамотно пишут, а другие, хотя и вызубрят наизусть правило правописания, все равно делают ошибки при письме? Кто–то может подумать, что недостаточно правило выучить, важно его понять. Существует такая точка зрения, что правило важно чувствовать, слышать. Вы спросите «как можно чувствовать»? Ответ прост: иметь чувство родного языка. Ребенок должен чувствовать, как звучит слово, его состав подбирать к нему рифму. Ничего не помешает ребенку дошкольного возраста развивать фонематический слух, чувство ритма, творческие способности к написанию стихов. Для детей с нарушением речи такие игры будут особенно полезны, так как у таких детей страдает чувство ритма и мелодика родного языка. Не достаточно развит словарный запас.
Для формирования у детей грамотной речи необходимо использовать речевые игры, которые бы способствовали повышению заинтересованности к логопедическим занятиям, как в образовательных учреждениях, так и дома. Не следует ставить цели – сделать из каждого ребенка поэта, а стремится развивать его языковые способности благодаря творчеству. А время покажет, кто станет поэтом, математиком или врачом. Во всяком случае, яркая творческая личность может проявить себя в разных областях.
«Писать стихи – не сложно. Главное понять как они устроены. А когда вы поймете, как устроены стихи, почувствуете их ритм, музыку, услышите рифму, научитесь передавать в словах свое настроение,- вы увидите, что писать стихи не так уж сложно»
М.Л. Шварц.
Примеры игровых упражнений:
- Загадки – добавлялки
Он живет среди болт,
У него большой живот
И огромный страшный рот!
Это толстый……(бегемот).
Очень страшные картины –
На реке стоят плотины!
Не слышны здесь топоры,
А строители …….(бобры)
И красива и пушиста,
Хвост и лапки моет чисто,
Меж деревьев словно стрелка
Пролетает смело……( белка).
- Загадки обманки
Ест осоку в речке Нил
Неуклюжий....(бегемот)
Сено хоботом берет
Толстокожий ….(слон)
На заборе поутру
Кукарекал…(кенгуру).
Желаем вам творческих успехов в работе с вашими детьми!
Сотрудничество с родителями – залог успеха в исправлении речи
Тема взаимоотношений и сотрудничества логопеда с родителями в литературе освещена мало. Поэтому очень остро возникает необходимость практической помощи, как логопеду, так и родителям для решения общей задачи – формирование правильной речи у детей с различными формами речевых нарушений.
В детский сад приходят дети с самого раннего возраста и проживают большую часть своего детства здесь. Воспитателям и специалистам дошкольного учреждения необходимо так организовать жизнь детей в ДОУ, чтобы каждый день приносил только радость, много новых открытий, умений и навыков, чтобы ребёнку утром следующего дня хотелось вернуться сюда снова.
Как показывает статистика, в настоящие время возрастает число детей с речевыми нарушениями. И тогда возникает необходимость оказания логопедической помощи на базе ДОУ. Один логопед не в силах помочь каждому нуждающемуся ребенку .поэтому родители должны стать настоящими сторонниками в процессе коррекции и развитии речи своих детей.
Работа с родителями - важная составная часть коррекционно – воспитательной деятельности логопеда в детском саду, где главной задачей для логопеда является привлечь родителей к активной деятельности. Однако в процессе общения с семьей довольно часто выясняется, как мало они уделяют внимания преодолению речевого развития у своих детей, не замечают в их речи недостатков, не помогают им усваивать правильную речь. А ведь как важно следить за речью ребёнка, закреплять достигнутое на занятиях в детском саду. Порой родители даже не знают , что сделать это можно весело и увлекательно. Задача логопеда – показать им, как можно учиться играя. Например, используя обычный мяч, который с древнейших времен в культуре любого народа служил предметом для игр. Существуют игры с мячом способствующие речевому развитию ребёнка. В организации занятий важно придерживаться единой мотивации. Использовать материал интересный, не заурядный и не сложный в использовании детьми.
Родители должны стать полноправными участниками словесных игр и заданий. Необходимо поддерживать двустороннюю связь, через задания, которые ребёнок получает домой в тетради или в устной форме (наклеить, нарисовать что либо) обязательно обговариваются с родителями, и логопед оказывает необходимую помощь. Чтобы сохранился положительный эффект от логопедических занятий, нужно донести до родителей цели этих занятий, так сказать создать мотивацию и для родителей. Они должны четко понимать, что один логопед в поле не воин, родители это те же участники коррекционного процесса, и без их участия крайне долго может тянуться работа по формированию красивой и правильной речи детей.
В ДОУ №12 « Сказка» проблема организации совместной логопедической деятельности решается по следующим направлениям:
- Родительские собрания: проводятся не мене трех раз в учебный год. На собрании обсуждаются вопросы по речевому развитию детей данной возрастной группы.
- Коллективные консультации: темы для консультаций определяет опрос родителей, о чем более подробно им хотелось бы услышать. Количество таких консультаций 3-4 раза в учебном году.
- Введение индивидуальных тетрадей, альбомов, где дети вместе с родителями выполняют задания логопеда дома в выходные дни.
- Индивидуальные беседы и консультации родителей, которые проводятся каждую неделю, позволяют дифференцированно планировать коррекционную совместную деятельность для каждого ребенка.
- Логопедические практикумы, цель которых познакомить родителей с практическими занятиями, где родители становятся участниками и выполняют задания логопеда вместе с ребенком. Этот способ облегчает выполнение логопедических заданий дома.
- Логопедические развлечения, приводятся два раза: в начале и в конце учебного года, и позволяют родителям оценить состояние речи детей на начальном этапе коррекции и подвести итоги к концу года. Также такая форма работы, несомненно, сплачивает детей и родителей, так как они совместно придумывают и изготавливают костюмы, разучивают литературный материал. Тем самым обогащая речь детей.
Уважаемые коллеги, если вы хотите чтобы родители детей, стали вашими надежными помощниками в развитии речи, разнообразьте формы и методы работы и тогда результат коррекционной деятельности даст положительный результат.
Удачи вам!
Как преодолеть речевой недуг – «дизартрия»
В каждой семье рано или поздно случается счастливый момент радости – рождается долгожданный малыш. Родители его самозабвенно любят, ласкают, радуются каждой его улыбки, взгляду. Малыш растет, развивается, приобретает новые умения и навыки. Качественно меняется его развитие: формируется внимание, память, понимание речи, затем речевое подражание и постепенно звуки родного языка. Но случается такое, что не каждый ребёнок овладевает правильной речью как это должно быть в норме развития.
В силу различных причин у детей могут быть различные формы речевых нарушений: от простых до более сложных. Одним из таких видов речевого расстройства является дизартрия. Это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата.
причинами возникновения дизартрии являются следующие факторы:
- Неблагоприятные факторы во время внутриутробного развития плода(острые, хронические инфекции, токсикоз и другое).
- Органическое поражение центральной нервной системы.
- Асфиксия при родах, гипоксия плода, недоношенный плод.
- Вторичное нарушение при ДЦП.
Как распознать что у ребенка дизартрия? Во- первых это нарушение должен диагностировать специалист: логопед, невролог. Но это можно сделать и внешним наглядным проявлениям:
- У ребенка наблюдается моторная неловкость артикуляционная, мелкой, общей.
- Во время приема пищи малыш не аккуратен, плохо пережевывает пищу, затруднены глотательные движения.
- Нарушение саливации ( не контролирует слюнотечение).
- Искаженное звукопроизношение.
- Фонематический слух не сформирован, т.е. ребёнок не различает на слух звучание сходных звуков (с-з, ш-ж)
- Нарушение темпа речи, голосообразования.
Но не стоит отчаиваться, каждый речевой недуг можно преодолеть. Для того, чтобы сформировать грамотную речь нужно понимать как правильно планировать работу.
Коррекционная работа ведется в строгой системе, которая включает в себя:
- Помощь комплексная.
- Медикаментозное лечение.
- Логопедическая коррекция.
- Массаж и лечебная физкультура.
- Логоритмика ( проговаривание речевого материала в сочетание с музыкой и ритмическими движениями).
- Формирование навыка самоконтроля
Благоприятное влияние оказывает общеукрепляющий массаж, также целесообразно проводить детям с дизартрией логопедический массаж. Он проводится с целью обеспечения успокаивающего действия, приведение мышц в состояние полного покоя. Ежедневно при дизартрии с детьми проводится артикуляционная гимнастика – это способствует укреплению мышц артикуляционного аппарата.
При всех видах речевых нарушений обязательным является формирование речевого дыхания. А при дизартрии это особенно важно.
Все этапы этой системы являются крепкими звеньями, и нарушать и разрывать их нельзя.
Только родители могут быть самым главным помощником и направляющим по дороге формирования грамотной речи.
Добрые советы:
- Быть самым главным помощником;
- Быть требовательным к себе самому, тогда и результат малыша будет высок;
- Прислушиваться к советам и рекомендациям логопеда;
- Быть терпеливым, любящим другом.
- Строго придерживаться рекомендаций невролога по лечению пе5рвичныхпричин.
- Выполнение дома заданий логопеда.
- Говорить с ребенком громко, четко, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Больше играть в игры способствующие развитию мелкой моторики рук.
- Словесные игры на развитие фонематического слуха (« Назови первый звук в слове»).
- Также дома у вас должны быть различные игрушки и спортивный инвентарь, для развития и укрепления мелкой и обшей мускулатуры.
А самое главное – это запомнить золотое правило:
Помогая, не навреди!